Российский Государственный Университет Правосудия
северо-западный филиал

Студенческое Научное Общество

Уголовного Права и Криминологии

Синдром Аспергера: беда тех, кто не способен чувствовать

Этот вид заболевания, названного по имени Ганса Аспергера, детского психиатра из Вены, исследовавшего движение молодых нацистов, впервые был выявлен в 1940-х гг. При наличии этого синдрома человек не способен сопереживать, он не имеет представления о том, что у других людей тоже есть чувства. Так что не жестокий человек и не бесчувственный,-нужно говорить, а с с патологией психического развития. Имеет место вид психического нарушения и может быть ввиду понимания наличия данного заболевания можно научить себя терпимее относится к тем, кто увы болен и не способен чувствовать и сопереживать. Выдержки по предложенной теме, а также ссылка на книгу Джуана и другие источники по теме под катом. 

Из книги Стивена Джуана «Странности нашего мозга»:

Помимо отсутствия способности любить и ощущать любовь к себе со стороны окружающих такие люди практически не могут поддерживать отношения. Попытки ближе пообщаться с больными синдромом Аспергера обычно заканчиваются неудачей. Доктор Эдвард Сасман говорит: «Одним из признаков синдрома Аспергера можно считать чрезвычайно трудную социальную адаптацию». Эта проблема часто приводит к агрессивному поведению, выражающемуся, например, в стремлении к поджогам. С раннего детства у таких больных нередко наблюдаются сложности в использовании невербальных средств общения (к примеру, они не реагируют на выражение лица другого человека), у них отсутствует воображение и наблюдаются патологические увлечения чем-либо, например запоминанием расписания автобусов и поездов или составлением любого рода списков.

Доктор Сасман объясняет:…заметной приметой синдрома является непомерный интерес ребенка к любимой теме, например динозавры, генеалогия или насилие, сексуальность; он может разговаривать об этом подолгу и в неподходящее время, часто монотонно или в неестественной манере. Ребенок не замечает, не понимает свою странность, не обращает внимания на попытки других остановить его. Часто он избегает зрительного контакта, проявляет исключительное любопытство к окружающему миру. Ребенок может запоминать многочисленные факты и глубоко вникать в их значение…

Раньше считалось, что люди с синдромом Аспергера умственно отсталые. Однако в настоящее время получены доказательства обратного. Сасман, обследовавший десять мальчиков и одну девочку с таким заболеванием, обнаружил, что их коэффициент интеллекта колеблется в промежутке от 77 до 133 (нормальным считается 100).
Распространенность синдрома Аспергера неизвестна. Однако мужчины болеют им значительно чаще женщин. Считается, что на одну женщину с синдромом Аспергера приходится от 4 до 9 мужчин. Некоторые специалисты, включая и самого покойного доктора Аспергера, предполагают, что заболевание генетически передается от отца к детям. Другие считают, что доказательств этому немного. Ученые из Университета Макгилла в Монреале установили, что у больных этим синдромом имеются нарушения в правом полушарии мозга.

Данный синдром иногда путают также с алекситимией, по знавательно-эмоциональным расстройством, вследствие которого люди бывают не в состоянии описать свои чувства. Однако страдающие синдромом Аспергера ничего не ощущают по отношению к окружающим, а те, у кого наблюдается алекситимия, просто не способны выразить свои чувства.

Кого можно назвать душевнобольным? Такие психиатры, как покойный Р.Д.Лэйнг и Томас Сас, утверждали, что душевные заболевания – это миф. По их мнению, любой якобы страдающий душевным недугом просто ведет себя не так, как от него этого ожидают. Такое поведение определяется обществом как отклонение, и на человека цепляют ярлык, который иногда остается с ним на всю жизнь. Хотя большинство врачей-психиатров с этим не согласны, доктор Дэвид Розенхэн не принадлежит к их числу. Он провел эксперимент с участием 193 психиатрических пациентов. Сказав персоналу больницы, что некоторые пациенты – обманщики и на самом деле не больны, доктор заметил, что персонал часто не различал, кто болен, а кто – нет. Он сделал вывод: «Ясно, что в психиатрических клиниках мы не можем отличить здорового человека от больного». Грань между душевнобольным и здоровым может быть очень тонкой.

Скачать книгу Стивена Джуана «Странности нашего мозга» можно здесь-http://www.infanata.com/people/1146136782-strannosti-nashego-mozga.html

Далее я конечно же обратилась к мед.сайтам, которые знают обо всех болезнях все или почти все. Прочла о синдроме на medkrug-е следующее:

Кто такие «аспергеры»: Неумение «устраиваться», понимать законы общежития, следовать правилам. Высокомерие, дерзость и одновременно беспомощность в элементарных житейских ситуациях. Потрясающие знания в одной области -и провалы в других. Уход в себя или непонятная оживленность там, где ее не ждут. Портрет Шерлока Холмса? Кто знает, может быть, великому сыщику, живи он в наши дни, психиатры поставили бы диагноз «синдром Аспергера».

Странные люди появлялись на свет во все времена. Несколько веков назад человечество не имело понятия о тестах, диагностике и классификации психических отклонений, поэтому о душевнобольных говорили попросту, что они безумны или одержимы бесами, а умственно отсталые назывались юродивыми или дурачками. Остальные же должны отвечать за себя по полной программе. Злодеев, угрюмцев, чудаков, хитрецов или вралей окружающие осуждали или терпели, принимали или отвергали, но относились к ним без скидок и смягчающих обстоятельств.

Романтическая эпоха впервые воспела человеческие странности и сделала социальных изгоев героями своих повестей и поэм. Одинокие, не понятые никем, они получили статус гениев и гордецов, чье несчастье заключается в примитивности, тривиальности и пошлости обычных людей. Связь между своеобразными, иногда даже исключительными способностями и странностями в повседневной жизни тоже не новость. Именно поэтому так часто достижения гениев были оценены только после смерти: современники нередко избегали непредсказуемых, не похожих на них сородичей, и предпочитали держаться подальше. А если исключительных талантов у людей этой породы не случалось или интересы оказывались уж очень необычными, то они просто слыли гордыми, неуживчивыми или даже опасными.

Двадцатый век принес в обиход понятие «аутизм». Так стали называть широкий спектр поведенческих особенностей, предполагающих затруднения в контакте с миром. Разные его формы настолько не похожи друг на друга, что их лишь условно можно объединить в группу по общему признаку социальной неадекватности. Но этот диагноз может относиться как к человеку, почти полностью выключенному из общения с миром, едва реагирующему на самых близких, так и к тем, кто ведет почти что обычную жизнь. «Аспергеры» нередко работают, растят детей, совершают открытия в науке и не подозревают о том, что их странности складываются в какой-то синдром. Но при этом путь к взаимопониманию с окружающими у них извилист и труден, потому что одна из главных их особенностей — «слепота» к социальным и эмоциональным аспектам человеческого общения.

…Ребенок предлагает соседу по парте конфету. Тот, стесняясь, отказывается и говорит: «Нет, спасибо». По неуверенному тону и отведенным глазам дающий понимает, что на самом деле тот хочет взять, но не решается. И предлагает еще раз. А ребенок с синдромом Аспергера в такой ситуации среагирует только на слова: нет — так нет. Не потому, что он черствый или жадный, просто все, что не названо словами, для него не очевидно. Такой ребенок все воспринимает буквально. Он вроде и чувствует, что в поведении соседа что-то не так, но он не может с уверенностью сказать что.

Сознание «аспергеров»:

В сознании «аспергеров» существует своеобразное «слепое пятно» на том месте, где у обычных людей конструируется гипотеза о чужих мыслях и чувствах. Такое «слепое пятно» и есть диагностический признак для определения синдрома у маленьких детей.

Тест, по которому его определяют, представляет серию картинок. Например, на первой изображены две девочки, мячик и две коробки, красная и синяя. Девочки вместе прячут мяч в красной коробке. На второй картинке одна из девочек уходит из комнаты, а другая перепрятывает мяч в синюю. На следующей картинке первая девочка возвращается. Вопрос: где будет девочка искать мячик? Обыкновенный четырехлетний ребенок скажет — в красной, она же помнит, что прятали там. Ребенок с синдромом Аспергера решит, что в синей. Ведь он знает, где теперь мяч, и ему не приходит в голову, что другие этой информацией не владеют. Такая странная «недогадливость» никак не связана с тем, что ребенок туго соображает или невнимателен. Наоборот, обычно он обладает высоким интеллектом и часто достигает поразительных высот в том, что ему по-настоящему интересно, будь то изучение определенной исторической эпохи, коллекционирование, математика и естественные науки, или иногда музыка или искусство.

«Дети-аспергеры» как правило отличаются выдающейся памятью, способность понимать письменный текст у них выше среднего уровня (а устная речь, наоборот, дается гораздо труднее). Язык их весьма специфичен и изобилует канцелярскими и книжными оборотами, они склонны дотошно проговаривать все в подробностях (сам Аспергер называл своих пациентов «маленькими профессорами»). Еще одна особенность «аспи», как они себя называют, состоит в том, что их уважение нужно заслужить. Они оценивают людей по значимым для себя критериям, для них не существует понятия авторитета учителя или просто взрослого. Поэтому нередко они слывут дерзкими и трудными учениками, несмотря на неординарные способности.

Труднее всего «аспергерам» приходится в ситуациях, которые трудно или невозможно «разрулить» рационально, с помощью одного лишь интеллекта. Там, где требуются интуиция и эмоциональное чутье. Знаете, в детских книжках бывают такие «загадочные картинки», на которых изображение поделено на пронумерованные сегменты. Каждому номеру соответствует свой цвет. До тех пор пока не раскрасишь картинку, очень трудно вычислить, что же на ней изображено. Так вот, представления «аспергера» об эмоциях сродни такой нераскрашенной картинке, в то время как у обычного человека эта картинка изначально цветная и достаточно ясная.

Люди с синдромом Аспергера воспринимают эмоции как побочный продукт мышления, значение которого окружающие почему-то раздражающе преувеличивают. Действительно, если чувства грубо делить на приятные и неприятные (как числа на четные и нечетные), то все кажется довольно просто: неприятных надо избегать, а к приятным стремиться. Однако жизнь, к изумлению «аспергеров», то и дело смешивает все понятия, и порой в тревожных пропорциях.

Такие дети теряются, когда речь идет о сочувствии и жалости: боль — неприятное чувство, но при этом боль за другого отчего-то считается «хорошей» в глазах воспитателей. Это нелогично, а значит, тревожно и вызывает агрессию. Они могут казаться жестокими или бесчувственными, а все лишь потому, что совершенно не понимают, как «переварить» болезненную эмоцию, и просто отрицают ее.

Замкнутость, высокомерие, равнодушие и прочие грехи, которые вменяют в вину «аспергерам»,— это способы защиты от хаотического, агрессивного и непредсказуемого мира чувств. Это, конечно, сужает их круг общения, от чего, правда, «аспергеры» не очень-то и страдают. Они тянутся к своим собратьям по складу личности и нередко считают себя просто представителями другой культуры, другой эмоциональной расы. В наше время благодаря интернету такой круг общения без труда находится.

Это, впрочем, не защищает «аспергеров» от общечеловеческого свойства психики: эмоции, загнанные внутрь, рождают высокую тревожность. Она неизбежно ищет выхода — в агрессии, в особых ритуалах, к которым иногда склонны люди аутистического склада, а подчас и в соматических проявлениях, таких как сердечные заболевания, температура, спазмы пищевода и прочие неприятности, возникающие будто бы на ровном месте.

Поэтому дети с синдромом Аспергера требуют особой поддержки и обучения — тонкого, вдумчивого и уважительного. Обычно работа с такими детьми строится на осознавании: там, где не удается понять интуитивно, приходится осмыслять рационально и запоминать. Однако логика не всегда способна снять тревогу, ведь многое в поведении людей поддается разумному объяснению лишь с трудом, и то не до конца. Здесь могут прийти на помощь самые разные виды терапии, связанные с творческими занятиями и телесными практиками.

Постепенное продвижение к контакту с собой, со своими живыми чувствами — это трудный и долгий путь для «аспергера», но иной раз происходят удивительные вещи. Любовь, доверие и приятие совершают чудеса, и если рядом оказывается настоящий сердечный друг, будь то родитель, любимый человек или горячий и увлеченный педагог, на загадочной картинке начинают робко проступать краски.

«Аспергеры» и общество:

Люди с синдромом Аспергера отличаются друг от друга по темпераменту и другим личностным особенностям не меньше, чем все остальные. Среди них есть добрые и злые, совестливые и ставшие циниками и эгоистами. Но при этом они обнаруживают парадоксальное сочетание наивности и недоверчивости, развившейся вследствие этой наивности. Теряясь, они нередко используют агрессию в качестве защиты. И это бывает трудно в общении.

«Аспергер» может сказать обидные, бестактные вещи просто потому, что искренне не понимает силу их воздействия на собеседника. Если вы столкнулись с таким поведением, стоит очень прямо и без обиняков обозначить свое недовольство и дискомфорт. Взрослому умному человеку всегда можно объяснить, почему его действия неприемлемы, а это значит, что в следующий раз он, возможно, сумеет сдержаться. Указывая «аспергеру» на неадекватность его поведения, лучше искать рациональные аргументы или апеллировать к общепринятым нормам вежливости, чем взывать к чувствам. В большинстве своем они подчеркнуто порядочные люди, которым важно уважать себя, и, если они признают свою неправоту, то сделают выводы.

Они живут среди нас, у них свои приоритеты и ценности, они любят общество себе подобных — и как-то учатся уживаться с другими. Иногда им одиноко, а иногда они счастливы и ведут полноценную профессиональную и личную жизнь. Соседство с ними учит нас уважать чужое пространство: «аспергеры» — самые горячие борцы за свою личную территорию и по возможности стараются не заступать на чужую. Важно помнить, что если кто-то рядом с вами не способен легко демонстрировать чувства или не всегда знает, как реагировать на ваши, то это не означает, что он сам лишен эмоций. Представители всех человеческие рас и культур, включая «аспи», ценят доброжелательность, внимание и уважение. И имеют на них полное право.

Линк на статью- http://www.medkrug.ru/article/show/4371

"..некоторые видные индивидуумы с диагнозом синдрома Аспергера — это лауреат Нобелевской премии экономист Вернон Смит (Vernon Smith), доктор Тэмпл Грандин (Temple Grandin), режиссер Стивен Спилберг (Steven Spielberg) и актёр-комик Дэн Экройд (Dan Aykroyd). Недавно, некоторые исследователи, в частности Симон Барон-Кохэн и Иоан Джеймс, предположили, что у таких известных личностей из прошлого, как Альберт Эйнштейн и Исаак Ньютон, был синдром Аспергера, потому, что они показывали некоторые тенденции в поведении, характерные для синдрома, такие как интенсивный интерес к одной теме, или социальные проблемы. Одна из глав упомянутой книги Гиллберга посвящена этой теме, включая подробный анализ случая с философом Людвигом Виттгенштейном (Ludwig Wittgenstein), заключаясь выводом, что этот человек удовлетворяет критерии для синдрома Аспергера.

Аргументы в пользу предполагаемых расстройств аутистического спектра у известных личностей меняются от человека к человеку. Некоторые утверждают, что в случае с Альбертом Эйнштейном (один из наиболее часто упоминаемых предполагаемых аутистиков), он поздно заговорил, был одиноким ребёнком, устраивал жестокие истерики, беззвучно повторял ранее произнесённые предложения, и нуждался в том, чтобы его жёны играли роль родителей когда он был взрослым — стереотипные факторы для аутистичного индивидуума. Исаак Ньютон заикался и страдал эпилепсией. Многие из этих предполагаемых исторических случаев синдрома Аспергера могли быть довольно мягкими (невыраженными), но некоторые скептики уверяют, что в этих случаях видны только некоторые черты аутизма, и их недостаточно для диагностирования аутистического спектра. В конце концов, многие критики исторической диагностики утверждают, что это просто невозможно — диагностировать неживого; и поэтому ничего нельзя сказать с уверенностью про то, был ли у исторических личностей синдром Аспергера.

Существует противоречивая теория, среди любителей фантастики, аргументирующая что большинство отличительных признаков их субкультуры могут быть объяснены тем, что у большинства из них есть синдром Аспергера. Вдобавок, статья в журнале Wired под названием «Синдром чудаков» (The Geek Syndrome) предположила, что синдром Аспергера более распространён в Кремниевой долине, считающейся раем небесным для компьютерных учёных и математиков. Она сотворила долгоживущую идею, популяризованную в периодике и в книгах о том, как помочь себе, что «Синдром чудаков» равен синдрому Аспергера, и сконденсировала дождь поспешных самодиагнозов; в частности из-за того, что в статья в журнале была напечатана вместе с 50-ю вопросами Теста индекса аутистического спектра Симона Барон-Кохэна. Так же как и некоторые люди с синдромом Аспергера, чудаки (geeks) могут демонстрировать крайний профессиональный или случайный интерес к компьютерам, науке, инженерии и сопутствующим областям, и могут быть интровертами, или приоритизировать работу над другими аспектами жизни. Однако никто ещё не пытался определить, имеет ли тип личности «Синдром чудаков» прямое отношение к аутизму, или это просто вариант обычного типа личности, не являющийся частью аутистического спектра.

источник- http://traditio.ru/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%BC_%D0%90%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%B0#.D0.9F.D1.80.D0.B5.D0.B4.D0.BF.D0.BE.D0.BB.D0.BE.D0.B6.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D1.8F_.D0.BE.D0.B1_.D0.B8.D0.B7.D0.B2.D0.B5.D1.81.D1.82.D0.BD.D1.8B.D1.85_.D0.BB.D1.8E.D0.B4.D1.8F.D1.85.2C_.D1.83_.D0.BA.D0.BE.D1.82.D0.BE.D1.80.D1.8B.D1.85_.D0.BC.D0.BE.D0.B3_.D0.B1.D1.8B.D1.82.D1.8C_.D1.81.D0.B8.D0.BD.D0.B4.D1.80.D0.BE.D0.BC_.D0.90.D1.81.D0.BF.D0.B5.D1.80.D0.B3.D0.B5.D1.80.D0.B0

Методические указания по дифференциальной диагностике синдрома Аспергера и раннего детского аутизма (РДА) (Михайлова Н.В.):http://www.integration.com.ua/ter_theater/39.html

Синдром Аспергера — это одно из пяти видов общих нарушений развития организма, иногда называемое формой высокофункционального аутизма (то есть аутизма, при котором способность функционировать относительно сохранена). Проще говоря, лица с синдромом Аспергера обладают, как минимум, нормальным, либо высоким интеллектом, но нестандартными или слаборазвитыми социальными способностями; часто из-за этого их эмоциональное и социальное развитие, а также интеграция происходят позже обычного.

Люди с синдромом Аспергера не воспринимают те неписанные социальные законы, которые мы усваиваем по опыту. Это как раз те люди, которые как в известном анекдоте, на вопрос «Как дела?» начинают действительно рассказывать как у них дела. Либо, наоборот, зная, что ответ на вопрос для собеседника может показаться слишком длинным — молчат. А если им сказать «Звони в любое время», могут позвонить в три часа ночи с чистой совестью. Полное неумение понимать намеки и «читать между строк» — осложняет отношения с окружающими, но необходимо помнить, что оборотная сторона этого — честность и прямолинейность. Многие люди с синдромом Аспергера вообще не умеют лгать, и опасаться интриг с их стороны тоже не приходится.

Характерными при синдроме Аспергера являются социальная наивность, чрезмерная правдивость и смущение после замечаний, сделанных незнакомыми взрослыми или детьми.Социальные нарушения часто не имеют такой степени тяжести, как при аутизме с низким интеллектуальным развитием. Эгоцентризм с небольшим или полным отсутствием желания или способности взаимодействовать со сверстниками является отличительным признаком нарушения.

Хотя не существует ни одной черты, которую разделяли бы все люди с синдромом Аспергера, трудности с поведением в обществе почти универсальны, и, вероятно, являются наиболее важным критерием, который определяет это состояние. Часто люди с синдромом Аспергера неспособны также передать своё собственное эмоциональное состояние. У людей с синдромом Аспергера нет естественной способности видеть и чувствовать подтекст социального взаимодействия. В результате человек с синдромом Аспергера может, например, оскорбить окружающих своими словами, хотя он вовсе не собирался никого оскорблять: просто он не чувствует границ дозволенного в данной ситуации.

Люди с синдромом Аспергера «слепы» по отношению к чужим жестам и оттенкам речи, поэтому замечают только то, что было сказано, причем в буквальном смысле. Например, человек может не чувствовать чужих телесных границ и стоять слишком близко, буквально «нависая» над собеседником, и вызывая у того раздражение.

Неаутистичные люди способны получать большое количество информации о когнитивном (умственном) и эмоциональном состоянии других людей, основываясь на контексте общения, выражении лица и языке тела, но у людей с синдромом Аспергера эта способность не развита. Это ещё иногда называют «социальной слепотой» — невозможность создания модели мыслей другого разума в своём. Им трудно или невозможно понять, что именно другой человек имеет в виду, если он не говорит прямо (то есть «читать между строк»). Это не потому, что они не могут придумать ответ, а потому, что они не могут выбрать между возможными ответами, — индивид с «социальной слепотой» не может собрать достаточно информации, чтобы сделать это, или не знает, как интерпретировать собранную информацию.

1.Патология психического развития- Тиганов А.С.
2.Синдром Аспергера, Ольга Богдашина, Глава 6 из «Аутизм: Определение и диагностика»