Российский Государственный Университет Правосудия
северо-западный филиал

Студенческое Научное Общество

Уголовного Права и Криминологии

Мы в мире

Эффект Форера

В 1948 году профессор-психолог Бертрам Форер провел интереснейший психологический эксперимент. Он раздал своим студентам специальный тест, чтобы с помощью полученных результатов проанализировать их личности. Изюминкой эксперимента было то, что профессор в действительности и не собирался проводить никакой анализ. Вместо настоящего анализа профессор раздал всем студентам один и тот же текст, который был взят из обычного гороскопа. Этот эффект используют эстрадные маги, гадалки и «экстрасенсы» для того, чтобы создать иллюзию в голове человека о том, что при первом взгляде на него, они уже все знают.

Текст был примерно такого содержания:

«Вы нуждаетесь в том, чтоб люди вас любили и восхищались вами. Вы достаточно самокритичны, у вас есть много скрытых возможностей, которые вы так и не использовали себе во благо. Хотя у вас есть некоторые личные слабости. Вы дисциплинированны, с виду уверенны, но на самом деле склонны волноваться и ощущать неуверенность. Часто вас охватывают серьезные сомнения в верности принятого решения, правильно ли вы поступили. Вы отдаете преимущество некоторому разнообразию, ограничения у вас вызывают возмущение. Также вы гордитесь тем, что мыслите независимо, вы не соглашаетесь с чужими суждениями без достаточных доказательств. Иногда вы приветливы и дружелюбны, а иногда осторожны и сдержанны. Некоторые из ваших стремлений весьма нереалистичны. Одна из главных целей – стабильность».

Затем он предложил каждому студента по пятибалльной шкале оценить соответствие описания их личности действительности. Средней оценкой было 4,26 балла. В дальнейшем эксперимент был повторен сотни раз с одним и тем же результатом. Тем самым Бертрам Форер доказал, что вовсе не обязательно обладать какими-то знаниями для того, чтоб угадать характер человека, главное сказать, что прогноз готовили лично для него, добавить авторитета, сказав, что его готовили ученые-психологи, и наполнить фразами, которые подходят практически ко всем. Они обязательно должны быть позитивными, без негатива и конкретики.

Обдумайте его хорошенько. Помимо всего прочего, это еще и повод задуматься для тех, кто склонен думать, что однажды столкнулся с «настоящим» ясновидящем или телепатом. Может, во время сеанса общения с умершим родственником или предсказания будущего они просто испытали на себе эффект Форера?

Пример подобного текста

«Вы испытываете потребность в любви и восхищении со стороны других людей, но при этом вы достаточно самокритичны. Хотя у вас, безусловно, есть слабые стороны, вы успешно научились компенсировать их. В вас заложен огромный потенциал, который вы не используете до конца. Внешне вы всегда демонстрируете собранность и дисциплинированность, хотя зачастую испытываете неуверенность и беспокойство. Временами вы спрашиваете себя о том, правильно ли вы поступили и правильное ли приняли решение. В определенной степени вам нравятся перемены, и вы чувствуете неудовлетворенность, если вас притесняют или ограничивают. Вы считаете, что глупо быть с другими слишком откровенным. В подходящих условиях вам легко общаться с людьми, но если ситуация не располагает, вы замыкаетесь в себе. Некоторые ваши желания и страсти совершенно не реальны».
http://valkiriarf.livejournal.com/677317.html

Смыслы «Черного квадрата»

 

«Черный квадрат» Казимира Малевича – самая загадочная картина прошлого столетия. Вокруг нее до сих пор не умолкают споры. Высказываются самые противоположные мнения, судя по которым картина вызывает у зрителей весь спектр чувств – от экзальтированного восторга до полного неприятия. Чем же так будоражит любителей живописи «Черный квадрат»?…

С одной стороны, совсем необязательно быть великим художником, чтобы нарисовать черный квадрат на белом фоне. Да любой так сможет! Но вот в чем загадка: «Черный квадрат» — самая знаменитая картина в мире. Уже почти 100 лет прошло с момента ее написания, а споры и бурные дискуссии не прекращаются. Почему это происходит? В чем заключается истинный смысл и ценность «Черного квадрата» Малевича?

«Черный квадрат» — это темный прямоугольник

Начнем с того, что «Черный квадрат» вовсе не черный и совсем не квадратный: ни одна из сторон четырехугольника не параллельна ни одной другой его стороне, и ни одной из сторон квадратной рамки, которой обрамлена картина. А темный цвет — это результат смешения различных красок, среди которых не было черной. Считается, что это была не небрежность автора, а принципиальная позиция, стремление создать динамическую, подвижную форму.


Казимир Малевич «Черный супрематический квадрат», 1915

Несмотря на крайнюю простоту исполнения, картина стала результатом титанической внутренней работы Малевича. Как вспоминал сам художник, идея «Квадрата» появилась у него в ходе работы над оформлением оперы Матюшина «Победа над Солнцем» в 1913 году.

Действительно, на сохранившихся эскизах видно, что в основе композиции занавеса Малевич использовал квадрат, но этот квадрат еще не был черным. Его заполняли характерные для кубизма формы. Похожие формы проглядывают через трещинки верхнего красочного слоя «Черного квадрата». Это доказательство того, что Малевич изначально писал очередную композицию в стиле кубизма, но в какой-то момент все закрасил, изобразив черный квадрат на плоском белом фоне.



«Я неделю не мог спать, я хотел понять то, что я сделал», – впоследствии рассказывал Малевич своим ученикам. Художник пережил шоковое состояние, вызванное открывшимся в ходе творческого акта прозрением.

Написав по наитию «Черный квадрат», Малевич много времени и сил потратил на объяснение картины. «Занят вглядыванием в его («Квадрата») загадочное черное пространство», – писал Малевич и утверждал, что видит в нем «то, что когда-то видели люди в лице Бога».

«Черный квадрат» — это вызов православию
Картина была впервые представлена на футуристической выставке «0,10» в декабре 1915 г. вместе с другими 39 работами Малевича. «Черный квадрат» висел на самом видном месте, в так называемом «красном углу», где в русских домах согласно православным традициям вешали иконы. Там на него и «наткнулись» критики-искусствоведы.


Выставка «0,10». Петербург. Декабрь 1915

Многие восприняла картину, как вызов православию и антихристианский жест. Крупнейший художественный критик того времени Александр Бенуа писал: «Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы ставят взамен мадонны».

Так «Черный квадрат» начал свою очень сложную жизнь в мировой культуре.

«Черный квадрат» — это неудавшаяся картина

Для футуристической выставки «0,10», открывавшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года, Малевич должен был написать несколько картин. Время уже поджимало, и художник то ли не успевал дописать картину к выставке, то ли не был доволен результатом и, сгоряча, замазал ее, нарисовав черный квадрат. В этот момент в мастерскую зашел один из его друзей и, увидев картину, закричал «Гениально!». После чего Малевич и решил воспользоваться случаем и придумал некий высший смысл своему «Черному квадрату».

Отсюда и эффект растрескавшейся краски на поверхности. Никакой мистики, просто картина не получилась.

Неоднократно совершались попытки исследовать полотно на предмет нахождения изначального варианта под верхним слоем. Однако ученые, критики и искуствоведы посчитали, что шедевру может быть нанесен непоправимый ущерб и всячески препятствуют дальнейшим экспертизам.

«Черный квадрат» — это разноцветный куб

Казимир Малевич неоднократно заявлял, что картина создана им под воздействием бессознательного, некоего «космического сознания». Некоторые утверждают, что исключительно квадрат в «Черном квадрате» видят люди со слаборазвитым воображением. Если же при рассмотрении этой картины выйти за рамки традиционного восприятия, выйти за пределы видимого, то вы поймете, что перед вами не черный квадрат, а разноцветный куб.



Тайный смысл, вложенный в «Чёрный квадрат», можно тогда сформулировать так: мир, окружающий нас, только на первый, поверхностный, взгляд выглядит плоским и черно-белым. Если человек будет воспринимать мир объемно и во всем разноцветии, его жизнь кардинально изменится. Миллионы людей, которых по их словам инстинктивно притягивало к этой картине, подсознательно чувствовали объемность и разноцветность «Черного квадрата».

Черный цвет поглощает все другие цвета, поэтому увидеть в черном квадрате разноцветный куб достаточно сложно. А увидеть за черным белое, за ложью правду, за смертью жизнь сложней многократно. Но тому, кому удастся это сделать, откроется великая философская формула.

«Черный квадрат» — это бунт в искусстве

На момент появления картины в России было засилье художников кубистской школы. Кубизм достиг своего апогея, уже порядком поднадоел всем художникам, и начали появляться новые художественные направления. Одним из таких направлений стал супрематизм Малевича и «Черный супрематический квадрат» как его яркое воплощение.

Термин «супрематизм» произошел от латинского suprem, что означает доминирование, превосходство цвета над всеми остальными свойствами живописи. Супрематические картины — это беспредметная живопись, акт «чистого творчества».

Одновременно были созданы и экспонировались на той же выставке «Черный круг» и «Черный крест», представляя три основных элемента супрематической системы. Позднее были созданы еще два супрематических квадрата — красный и белый.


«Черный квадрат», «Черный круг» и «Черный крест»

Супрематизм стал одним из центральных явлений русского авангарда. Его влияние испытали многие талантливые художники. Поговаривают, что Пикассо охладел к кубизму после того, как увидел «квадрат Малевича».

«Черный квадрат» — это пример гениального пиара

Казимир Малевич раскусил суть будущего современного искусства: неважно что, главное как подать и продать.

Художники экспериментировали с черным цветом «сплошь», начиная аж с XVII века. Первым наглухо черное произведение искусства под название «Великая тьма» написал Роберт Фладд в 1617 году, за ним в 1843 году последовали Берталь и его работа «Вид на La Hougue (под покровом ночи)». Спустя более чем двести лет.

А дальше уже практически без перерывов — «Сумеречная история России» Гюстава Доре в 1854, «Ночная драка негров в подвале» Пола Билхолда в 1882, совсем уж плагиат «Битва негров в пещере глубокой ночью» за авторством Альфонса Алле. И только в 1915 году Казимир Малевич представил публике свой «Черный супрематический квадрат». И именно его картина известна всем, тогда как прочие знакомы только историкам искусств. Экстравагантная выходка прославила Малевича в веках.



Альфонс Алле, «Философы ловят черную кошку в темной комнате», 1893

Впоследствии Малевич нарисовал как минимум четыре версии своего «Черного квадрата», различающиеся рисунком, фактурой и цветом в надежде повторить и преумножить успех картины.

«Черный квадрат» — это политический ход

Казимир Малевич был тонким стратегом и умело подстроился под меняющуюся ситуацию в стране. Многочисленные черные квадраты, нарисованные другими художниками во времена царской России, так и остались незамеченными. В 1915 году квадрат Малевича приобрел совершенно новый актуальный своему времени смысл: художник предлагал революционное искусство на благо нового народа и новой эпохи.

«Квадрат» к искусству в его обычном понимании не имеет почти никакого отношения. Сам факт его написания — это декларация конца традиционного искусства. Большевик от культуры, Малевич пошел навстречу новой власти, и власть ему поверила. До прихода Сталина Малевич занимал почетные должности и успешно дослужился до народного комиссара ИЗО НАРКОМПРОСА.



Впоследствии, в отличие от Марка Шагала или Василия Кандинского, уехавших в Европу, познавших еще при жизни славу и материальное благополучие, Казимир Малевич прожил полную лишений и трудностей жизнь в России, а имя его на многие годы было забыто.

«Черный квадрат» — это отказ от содержания

Картина знаменовала собой явный переход к осознанию роли формализма в изобразительном искусстве. Формализм — это отказ от буквального содержания в угоду художественной форме. Художник, рисуя картину, мыслит не столько понятиями «контекст» и «содержание», сколько «баланс», «перспектива», «динамическое напряжение». То, что признал Малевич и не признали его современники, является де-факто для современных художников и «просто квадратом» для всех остальных.

«Черный квадрат» — это кризис идей в искусстве

Малевича называют чуть ли не гуру современно искусства и обвиняют в гибели традиционной культуры. Сегодня любой смельчак может назвать себя художником и заявить, что его «произведения» обладают высочайшей художественной ценностью.

Искусство изжило себя и многие критики сходятся во мнении, что после «Черного квадрата» ничего выдающегося уже создано не было. Большинство художников ХХ века утратили вдохновение, многие находились в тюрьмах, ссылках или эмиграции.

«Черный квадрат» — это тотальная пустота, черная дыра, смерть. Рассказывают, что Малевич, написав «Черный квадрат», долгое время говорил всем, что не может ни есть, ни спать. И сам не понимает, что такое сделал. Впоследствии он написал 5 томов философских размышлений на тему искусства и бытия.


Автопортрет — Казимир Малевич.

«Черный квадрат» — это шарлатанство

Шарлатаны успешно дурят публику, заставляя поверить в то, чего на самом деле нет. Тех, кто им не верит, они объявляют глупыми, отсталыми и ничего не понимающими тупицами, которым недоступно высокое и прекрасное. Это называется «эффект голого короля». Всем стыдно сказать, что это фигня, потому что засмеют.

А максимально примитивному рисунку — квадрату — можно приписывать какой угодно глубокий смысл, простор для человеческой фантазии просто безграничен. Не понимая, в чем великий смысл «Черного квадрата», многим людям нужно его себе придумать, чтобы было чем восхищаться при рассматривании картины…

Картина, написанная Малевичем в 1915 году, остается, пожалуй, самой обсуждаемой картиной в русской живописи. Для кого-то «Черный квадрат» — это прямоугольная трапеция, а для кого-то — это глубокое философское послание, которое зашифровал великий художник. Точно так же, глядя на кусочек неба в квадрате форточки, каждый думает о своем…

Коперник старался зря…

Треть россиян (32 процента) считают, что Солнце — это спутник Земли. Таковы результаты опроса ВЦИОМ, проведенного ко Дню российской науки (8 февраля). По сравнению с 2007 годом количество россиян, считающих, что Солнце вращается вокруг нашей планеты, возросло — в прошлый раз такой ответ дали 28 процентов респондентов. Знания о самой планете Земля у жителей РФ более прочные — только 8 процентов считают, что центр планеты не горячий.



Сложным моментом оказалась для россиян радиация — 11 процентов жителей РФ полагают, что радиоактивное молоко становится безопасным после кипячения, а 55 процентов уверены, что всю радиоактивность на Земле создали люди. На вопрос о том, правда ли, что кислород на Земле поступает от растений, согласием ответили 78 процентов россиян. В 2007 году в этом были уверены 83 процента жителей РФ.
По сравнению с 2007 годом увеличилось количество тех, кто считает, что электроны меньше атомов (52 процента против 48 процентов). Больше стало и тех, кто уверен, что антибиотики одинаково эффективны как против бактерий, так и против вирусов (в 2007 году так думали 45 процентов жителей РФ, а в 2011 — 46 процентов). С еще одним утверждением из области биологии — о том, что пол ребенка определяется генами матери — согласились 20 процентов россиян (в прошлый раз согласием ответили 25 процентов).

Почти не изменилось количество людей, которые уверены, что люди и динозавры появились на Земле одновременно — 29 процентов в 2011 году против 30 процентов в 2007. Неизменной осталась доля россиян, полагающих, что человек развился из других видов — она составляет 61 процент. С утверждением о постоянном движении континентов согласен 71 процент россиян (в 2007 году — 72 процента).
По-прежнему загадкой осталась природа лазера для 26 процентов россиян, которые уверены, что он работает, фокусируя звуковые волны. Чуть меньше половины респондентов не смогли ответить на этот вопрос. Наконец, за четыре года, прошедших с момента предыдущего опроса, с 14 до 20 процентов увеличилось число россиян, считающих, что полный оборот вокруг Солнца Земля совершает за один месяц.

Опрос ВЦИОМ проходил с 29 по 30 января 2011 года. В ходе опроса сотрудники фонда узнали мнение 1,6 тысячи человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России.
 
Опрос был проведен в 2011 году. Как вы думаете, что изменилось к 2014 году?

Синдром Аспергера: беда тех, кто не способен чувствовать

Этот вид заболевания, названного по имени Ганса Аспергера, детского психиатра из Вены, исследовавшего движение молодых нацистов, впервые был выявлен в 1940-х гг. При наличии этого синдрома человек не способен сопереживать, он не имеет представления о том, что у других людей тоже есть чувства. Так что не жестокий человек и не бесчувственный,-нужно говорить, а с с патологией психического развития. Имеет место вид психического нарушения и может быть ввиду понимания наличия данного заболевания можно научить себя терпимее относится к тем, кто увы болен и не способен чувствовать и сопереживать. Выдержки по предложенной теме, а также ссылка на книгу Джуана и другие источники по теме под катом. 

Из книги Стивена Джуана «Странности нашего мозга»:

Помимо отсутствия способности любить и ощущать любовь к себе со стороны окружающих такие люди практически не могут поддерживать отношения. Попытки ближе пообщаться с больными синдромом Аспергера обычно заканчиваются неудачей. Доктор Эдвард Сасман говорит: «Одним из признаков синдрома Аспергера можно считать чрезвычайно трудную социальную адаптацию». Эта проблема часто приводит к агрессивному поведению, выражающемуся, например, в стремлении к поджогам. С раннего детства у таких больных нередко наблюдаются сложности в использовании невербальных средств общения (к примеру, они не реагируют на выражение лица другого человека), у них отсутствует воображение и наблюдаются патологические увлечения чем-либо, например запоминанием расписания автобусов и поездов или составлением любого рода списков.

Доктор Сасман объясняет:…заметной приметой синдрома является непомерный интерес ребенка к любимой теме, например динозавры, генеалогия или насилие, сексуальность; он может разговаривать об этом подолгу и в неподходящее время, часто монотонно или в неестественной манере. Ребенок не замечает, не понимает свою странность, не обращает внимания на попытки других остановить его. Часто он избегает зрительного контакта, проявляет исключительное любопытство к окружающему миру. Ребенок может запоминать многочисленные факты и глубоко вникать в их значение…

Раньше считалось, что люди с синдромом Аспергера умственно отсталые. Однако в настоящее время получены доказательства обратного. Сасман, обследовавший десять мальчиков и одну девочку с таким заболеванием, обнаружил, что их коэффициент интеллекта колеблется в промежутке от 77 до 133 (нормальным считается 100).
Распространенность синдрома Аспергера неизвестна. Однако мужчины болеют им значительно чаще женщин. Считается, что на одну женщину с синдромом Аспергера приходится от 4 до 9 мужчин. Некоторые специалисты, включая и самого покойного доктора Аспергера, предполагают, что заболевание генетически передается от отца к детям. Другие считают, что доказательств этому немного. Ученые из Университета Макгилла в Монреале установили, что у больных этим синдромом имеются нарушения в правом полушарии мозга.

Данный синдром иногда путают также с алекситимией, по знавательно-эмоциональным расстройством, вследствие которого люди бывают не в состоянии описать свои чувства. Однако страдающие синдромом Аспергера ничего не ощущают по отношению к окружающим, а те, у кого наблюдается алекситимия, просто не способны выразить свои чувства.

Кого можно назвать душевнобольным? Такие психиатры, как покойный Р.Д.Лэйнг и Томас Сас, утверждали, что душевные заболевания – это миф. По их мнению, любой якобы страдающий душевным недугом просто ведет себя не так, как от него этого ожидают. Такое поведение определяется обществом как отклонение, и на человека цепляют ярлык, который иногда остается с ним на всю жизнь. Хотя большинство врачей-психиатров с этим не согласны, доктор Дэвид Розенхэн не принадлежит к их числу. Он провел эксперимент с участием 193 психиатрических пациентов. Сказав персоналу больницы, что некоторые пациенты – обманщики и на самом деле не больны, доктор заметил, что персонал часто не различал, кто болен, а кто – нет. Он сделал вывод: «Ясно, что в психиатрических клиниках мы не можем отличить здорового человека от больного». Грань между душевнобольным и здоровым может быть очень тонкой.

Скачать книгу Стивена Джуана «Странности нашего мозга» можно здесь-http://www.infanata.com/people/1146136782-strannosti-nashego-mozga.html

Далее я конечно же обратилась к мед.сайтам, которые знают обо всех болезнях все или почти все. Прочла о синдроме на medkrug-е следующее:

Кто такие «аспергеры»: Неумение «устраиваться», понимать законы общежития, следовать правилам. Высокомерие, дерзость и одновременно беспомощность в элементарных житейских ситуациях. Потрясающие знания в одной области -и провалы в других. Уход в себя или непонятная оживленность там, где ее не ждут. Портрет Шерлока Холмса? Кто знает, может быть, великому сыщику, живи он в наши дни, психиатры поставили бы диагноз «синдром Аспергера».

Странные люди появлялись на свет во все времена. Несколько веков назад человечество не имело понятия о тестах, диагностике и классификации психических отклонений, поэтому о душевнобольных говорили попросту, что они безумны или одержимы бесами, а умственно отсталые назывались юродивыми или дурачками. Остальные же должны отвечать за себя по полной программе. Злодеев, угрюмцев, чудаков, хитрецов или вралей окружающие осуждали или терпели, принимали или отвергали, но относились к ним без скидок и смягчающих обстоятельств.

Романтическая эпоха впервые воспела человеческие странности и сделала социальных изгоев героями своих повестей и поэм. Одинокие, не понятые никем, они получили статус гениев и гордецов, чье несчастье заключается в примитивности, тривиальности и пошлости обычных людей. Связь между своеобразными, иногда даже исключительными способностями и странностями в повседневной жизни тоже не новость. Именно поэтому так часто достижения гениев были оценены только после смерти: современники нередко избегали непредсказуемых, не похожих на них сородичей, и предпочитали держаться подальше. А если исключительных талантов у людей этой породы не случалось или интересы оказывались уж очень необычными, то они просто слыли гордыми, неуживчивыми или даже опасными.

Двадцатый век принес в обиход понятие «аутизм». Так стали называть широкий спектр поведенческих особенностей, предполагающих затруднения в контакте с миром. Разные его формы настолько не похожи друг на друга, что их лишь условно можно объединить в группу по общему признаку социальной неадекватности. Но этот диагноз может относиться как к человеку, почти полностью выключенному из общения с миром, едва реагирующему на самых близких, так и к тем, кто ведет почти что обычную жизнь. «Аспергеры» нередко работают, растят детей, совершают открытия в науке и не подозревают о том, что их странности складываются в какой-то синдром. Но при этом путь к взаимопониманию с окружающими у них извилист и труден, потому что одна из главных их особенностей — «слепота» к социальным и эмоциональным аспектам человеческого общения.

…Ребенок предлагает соседу по парте конфету. Тот, стесняясь, отказывается и говорит: «Нет, спасибо». По неуверенному тону и отведенным глазам дающий понимает, что на самом деле тот хочет взять, но не решается. И предлагает еще раз. А ребенок с синдромом Аспергера в такой ситуации среагирует только на слова: нет — так нет. Не потому, что он черствый или жадный, просто все, что не названо словами, для него не очевидно. Такой ребенок все воспринимает буквально. Он вроде и чувствует, что в поведении соседа что-то не так, но он не может с уверенностью сказать что.

Сознание «аспергеров»:

В сознании «аспергеров» существует своеобразное «слепое пятно» на том месте, где у обычных людей конструируется гипотеза о чужих мыслях и чувствах. Такое «слепое пятно» и есть диагностический признак для определения синдрома у маленьких детей.

Тест, по которому его определяют, представляет серию картинок. Например, на первой изображены две девочки, мячик и две коробки, красная и синяя. Девочки вместе прячут мяч в красной коробке. На второй картинке одна из девочек уходит из комнаты, а другая перепрятывает мяч в синюю. На следующей картинке первая девочка возвращается. Вопрос: где будет девочка искать мячик? Обыкновенный четырехлетний ребенок скажет — в красной, она же помнит, что прятали там. Ребенок с синдромом Аспергера решит, что в синей. Ведь он знает, где теперь мяч, и ему не приходит в голову, что другие этой информацией не владеют. Такая странная «недогадливость» никак не связана с тем, что ребенок туго соображает или невнимателен. Наоборот, обычно он обладает высоким интеллектом и часто достигает поразительных высот в том, что ему по-настоящему интересно, будь то изучение определенной исторической эпохи, коллекционирование, математика и естественные науки, или иногда музыка или искусство.

«Дети-аспергеры» как правило отличаются выдающейся памятью, способность понимать письменный текст у них выше среднего уровня (а устная речь, наоборот, дается гораздо труднее). Язык их весьма специфичен и изобилует канцелярскими и книжными оборотами, они склонны дотошно проговаривать все в подробностях (сам Аспергер называл своих пациентов «маленькими профессорами»). Еще одна особенность «аспи», как они себя называют, состоит в том, что их уважение нужно заслужить. Они оценивают людей по значимым для себя критериям, для них не существует понятия авторитета учителя или просто взрослого. Поэтому нередко они слывут дерзкими и трудными учениками, несмотря на неординарные способности.

Труднее всего «аспергерам» приходится в ситуациях, которые трудно или невозможно «разрулить» рационально, с помощью одного лишь интеллекта. Там, где требуются интуиция и эмоциональное чутье. Знаете, в детских книжках бывают такие «загадочные картинки», на которых изображение поделено на пронумерованные сегменты. Каждому номеру соответствует свой цвет. До тех пор пока не раскрасишь картинку, очень трудно вычислить, что же на ней изображено. Так вот, представления «аспергера» об эмоциях сродни такой нераскрашенной картинке, в то время как у обычного человека эта картинка изначально цветная и достаточно ясная.

Люди с синдромом Аспергера воспринимают эмоции как побочный продукт мышления, значение которого окружающие почему-то раздражающе преувеличивают. Действительно, если чувства грубо делить на приятные и неприятные (как числа на четные и нечетные), то все кажется довольно просто: неприятных надо избегать, а к приятным стремиться. Однако жизнь, к изумлению «аспергеров», то и дело смешивает все понятия, и порой в тревожных пропорциях.

Такие дети теряются, когда речь идет о сочувствии и жалости: боль — неприятное чувство, но при этом боль за другого отчего-то считается «хорошей» в глазах воспитателей. Это нелогично, а значит, тревожно и вызывает агрессию. Они могут казаться жестокими или бесчувственными, а все лишь потому, что совершенно не понимают, как «переварить» болезненную эмоцию, и просто отрицают ее.

Замкнутость, высокомерие, равнодушие и прочие грехи, которые вменяют в вину «аспергерам»,— это способы защиты от хаотического, агрессивного и непредсказуемого мира чувств. Это, конечно, сужает их круг общения, от чего, правда, «аспергеры» не очень-то и страдают. Они тянутся к своим собратьям по складу личности и нередко считают себя просто представителями другой культуры, другой эмоциональной расы. В наше время благодаря интернету такой круг общения без труда находится.

Это, впрочем, не защищает «аспергеров» от общечеловеческого свойства психики: эмоции, загнанные внутрь, рождают высокую тревожность. Она неизбежно ищет выхода — в агрессии, в особых ритуалах, к которым иногда склонны люди аутистического склада, а подчас и в соматических проявлениях, таких как сердечные заболевания, температура, спазмы пищевода и прочие неприятности, возникающие будто бы на ровном месте.

Поэтому дети с синдромом Аспергера требуют особой поддержки и обучения — тонкого, вдумчивого и уважительного. Обычно работа с такими детьми строится на осознавании: там, где не удается понять интуитивно, приходится осмыслять рационально и запоминать. Однако логика не всегда способна снять тревогу, ведь многое в поведении людей поддается разумному объяснению лишь с трудом, и то не до конца. Здесь могут прийти на помощь самые разные виды терапии, связанные с творческими занятиями и телесными практиками.

Постепенное продвижение к контакту с собой, со своими живыми чувствами — это трудный и долгий путь для «аспергера», но иной раз происходят удивительные вещи. Любовь, доверие и приятие совершают чудеса, и если рядом оказывается настоящий сердечный друг, будь то родитель, любимый человек или горячий и увлеченный педагог, на загадочной картинке начинают робко проступать краски.

«Аспергеры» и общество:

Люди с синдромом Аспергера отличаются друг от друга по темпераменту и другим личностным особенностям не меньше, чем все остальные. Среди них есть добрые и злые, совестливые и ставшие циниками и эгоистами. Но при этом они обнаруживают парадоксальное сочетание наивности и недоверчивости, развившейся вследствие этой наивности. Теряясь, они нередко используют агрессию в качестве защиты. И это бывает трудно в общении.

«Аспергер» может сказать обидные, бестактные вещи просто потому, что искренне не понимает силу их воздействия на собеседника. Если вы столкнулись с таким поведением, стоит очень прямо и без обиняков обозначить свое недовольство и дискомфорт. Взрослому умному человеку всегда можно объяснить, почему его действия неприемлемы, а это значит, что в следующий раз он, возможно, сумеет сдержаться. Указывая «аспергеру» на неадекватность его поведения, лучше искать рациональные аргументы или апеллировать к общепринятым нормам вежливости, чем взывать к чувствам. В большинстве своем они подчеркнуто порядочные люди, которым важно уважать себя, и, если они признают свою неправоту, то сделают выводы.

Они живут среди нас, у них свои приоритеты и ценности, они любят общество себе подобных — и как-то учатся уживаться с другими. Иногда им одиноко, а иногда они счастливы и ведут полноценную профессиональную и личную жизнь. Соседство с ними учит нас уважать чужое пространство: «аспергеры» — самые горячие борцы за свою личную территорию и по возможности стараются не заступать на чужую. Важно помнить, что если кто-то рядом с вами не способен легко демонстрировать чувства или не всегда знает, как реагировать на ваши, то это не означает, что он сам лишен эмоций. Представители всех человеческие рас и культур, включая «аспи», ценят доброжелательность, внимание и уважение. И имеют на них полное право.

Линк на статью- http://www.medkrug.ru/article/show/4371

"..некоторые видные индивидуумы с диагнозом синдрома Аспергера — это лауреат Нобелевской премии экономист Вернон Смит (Vernon Smith), доктор Тэмпл Грандин (Temple Grandin), режиссер Стивен Спилберг (Steven Spielberg) и актёр-комик Дэн Экройд (Dan Aykroyd). Недавно, некоторые исследователи, в частности Симон Барон-Кохэн и Иоан Джеймс, предположили, что у таких известных личностей из прошлого, как Альберт Эйнштейн и Исаак Ньютон, был синдром Аспергера, потому, что они показывали некоторые тенденции в поведении, характерные для синдрома, такие как интенсивный интерес к одной теме, или социальные проблемы. Одна из глав упомянутой книги Гиллберга посвящена этой теме, включая подробный анализ случая с философом Людвигом Виттгенштейном (Ludwig Wittgenstein), заключаясь выводом, что этот человек удовлетворяет критерии для синдрома Аспергера.

Аргументы в пользу предполагаемых расстройств аутистического спектра у известных личностей меняются от человека к человеку. Некоторые утверждают, что в случае с Альбертом Эйнштейном (один из наиболее часто упоминаемых предполагаемых аутистиков), он поздно заговорил, был одиноким ребёнком, устраивал жестокие истерики, беззвучно повторял ранее произнесённые предложения, и нуждался в том, чтобы его жёны играли роль родителей когда он был взрослым — стереотипные факторы для аутистичного индивидуума. Исаак Ньютон заикался и страдал эпилепсией. Многие из этих предполагаемых исторических случаев синдрома Аспергера могли быть довольно мягкими (невыраженными), но некоторые скептики уверяют, что в этих случаях видны только некоторые черты аутизма, и их недостаточно для диагностирования аутистического спектра. В конце концов, многие критики исторической диагностики утверждают, что это просто невозможно — диагностировать неживого; и поэтому ничего нельзя сказать с уверенностью про то, был ли у исторических личностей синдром Аспергера.

Существует противоречивая теория, среди любителей фантастики, аргументирующая что большинство отличительных признаков их субкультуры могут быть объяснены тем, что у большинства из них есть синдром Аспергера. Вдобавок, статья в журнале Wired под названием «Синдром чудаков» (The Geek Syndrome) предположила, что синдром Аспергера более распространён в Кремниевой долине, считающейся раем небесным для компьютерных учёных и математиков. Она сотворила долгоживущую идею, популяризованную в периодике и в книгах о том, как помочь себе, что «Синдром чудаков» равен синдрому Аспергера, и сконденсировала дождь поспешных самодиагнозов; в частности из-за того, что в статья в журнале была напечатана вместе с 50-ю вопросами Теста индекса аутистического спектра Симона Барон-Кохэна. Так же как и некоторые люди с синдромом Аспергера, чудаки (geeks) могут демонстрировать крайний профессиональный или случайный интерес к компьютерам, науке, инженерии и сопутствующим областям, и могут быть интровертами, или приоритизировать работу над другими аспектами жизни. Однако никто ещё не пытался определить, имеет ли тип личности «Синдром чудаков» прямое отношение к аутизму, или это просто вариант обычного типа личности, не являющийся частью аутистического спектра.

источник- http://traditio.ru/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%BC_%D0%90%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%B0#.D0.9F.D1.80.D0.B5.D0.B4.D0.BF.D0.BE.D0.BB.D0.BE.D0.B6.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D1.8F_.D0.BE.D0.B1_.D0.B8.D0.B7.D0.B2.D0.B5.D1.81.D1.82.D0.BD.D1.8B.D1.85_.D0.BB.D1.8E.D0.B4.D1.8F.D1.85.2C_.D1.83_.D0.BA.D0.BE.D1.82.D0.BE.D1.80.D1.8B.D1.85_.D0.BC.D0.BE.D0.B3_.D0.B1.D1.8B.D1.82.D1.8C_.D1.81.D0.B8.D0.BD.D0.B4.D1.80.D0.BE.D0.BC_.D0.90.D1.81.D0.BF.D0.B5.D1.80.D0.B3.D0.B5.D1.80.D0.B0

Методические указания по дифференциальной диагностике синдрома Аспергера и раннего детского аутизма (РДА) (Михайлова Н.В.):http://www.integration.com.ua/ter_theater/39.html

Синдром Аспергера — это одно из пяти видов общих нарушений развития организма, иногда называемое формой высокофункционального аутизма (то есть аутизма, при котором способность функционировать относительно сохранена). Проще говоря, лица с синдромом Аспергера обладают, как минимум, нормальным, либо высоким интеллектом, но нестандартными или слаборазвитыми социальными способностями; часто из-за этого их эмоциональное и социальное развитие, а также интеграция происходят позже обычного.

Люди с синдромом Аспергера не воспринимают те неписанные социальные законы, которые мы усваиваем по опыту. Это как раз те люди, которые как в известном анекдоте, на вопрос «Как дела?» начинают действительно рассказывать как у них дела. Либо, наоборот, зная, что ответ на вопрос для собеседника может показаться слишком длинным — молчат. А если им сказать «Звони в любое время», могут позвонить в три часа ночи с чистой совестью. Полное неумение понимать намеки и «читать между строк» — осложняет отношения с окружающими, но необходимо помнить, что оборотная сторона этого — честность и прямолинейность. Многие люди с синдромом Аспергера вообще не умеют лгать, и опасаться интриг с их стороны тоже не приходится.

Характерными при синдроме Аспергера являются социальная наивность, чрезмерная правдивость и смущение после замечаний, сделанных незнакомыми взрослыми или детьми.Социальные нарушения часто не имеют такой степени тяжести, как при аутизме с низким интеллектуальным развитием. Эгоцентризм с небольшим или полным отсутствием желания или способности взаимодействовать со сверстниками является отличительным признаком нарушения.

Хотя не существует ни одной черты, которую разделяли бы все люди с синдромом Аспергера, трудности с поведением в обществе почти универсальны, и, вероятно, являются наиболее важным критерием, который определяет это состояние. Часто люди с синдромом Аспергера неспособны также передать своё собственное эмоциональное состояние. У людей с синдромом Аспергера нет естественной способности видеть и чувствовать подтекст социального взаимодействия. В результате человек с синдромом Аспергера может, например, оскорбить окружающих своими словами, хотя он вовсе не собирался никого оскорблять: просто он не чувствует границ дозволенного в данной ситуации.

Люди с синдромом Аспергера «слепы» по отношению к чужим жестам и оттенкам речи, поэтому замечают только то, что было сказано, причем в буквальном смысле. Например, человек может не чувствовать чужих телесных границ и стоять слишком близко, буквально «нависая» над собеседником, и вызывая у того раздражение.

Неаутистичные люди способны получать большое количество информации о когнитивном (умственном) и эмоциональном состоянии других людей, основываясь на контексте общения, выражении лица и языке тела, но у людей с синдромом Аспергера эта способность не развита. Это ещё иногда называют «социальной слепотой» — невозможность создания модели мыслей другого разума в своём. Им трудно или невозможно понять, что именно другой человек имеет в виду, если он не говорит прямо (то есть «читать между строк»). Это не потому, что они не могут придумать ответ, а потому, что они не могут выбрать между возможными ответами, — индивид с «социальной слепотой» не может собрать достаточно информации, чтобы сделать это, или не знает, как интерпретировать собранную информацию.

1.Патология психического развития- Тиганов А.С.
2.Синдром Аспергера, Ольга Богдашина, Глава 6 из «Аутизм: Определение и диагностика»

ДЕТИ ОПИУМНОЙ ВОЙНЫ…

Арсеня, умело, со знанием дела, избитый. Негритянски обьёмные, кровавые губы. По-китайски заплывшие, кровавые глаза. От (фига)ченные досиня российские уши. Свёрнутый влево греческий нос. Томатная маска космополита. «Братуха, есть чё разломиться?» Задирает футболку и показывает ужасающие бело-красные ожоги от паяльника. Не тем задолжал. «Есть, но раствор грязный, от него трухает». «По (фиг), давай». Всю ночь, свесив помятую башку, просидел на батарее в подьезде, блевал и чесался.


Слава Труханов – на рынке залез в карман здоровяку в кожаном плаще, да так и завис, уснул, вымыкнул с рукой в чужом кармане. Здоровяк удивлённо обернулся. Крик, хлёстские удары, искренняя помощь сограждан в экзекуции — на рынке щипачей не жалуют.

Набик, умирающий на носилках у машины скорой – пока его несли с пятого этажа с гигантским абсцессом от грязной иглы в паху, зараза стронулась и накрыла организм. Гной попёр по венам.
«Светке… Светке не говорите…» последние, задыхающиеся слова Набика. Какой Светке? Чего не говорить? Никто и никогда не узнает. Санитары: «Прибрался, наркоша. Зря, б…, мудохались».

Муся, торопливо жрущая ханку при задержании. Увидев летящую ей в лицо мусарскую дубинку, зажмурилась и начала жевать интенсивнее. … фонарь через всё (лицо) держался, меняя цвет, почти полтора месяца. Каменные ботинки омоновцев, ходящих по спинам. Вся хата устлана нарками, облава на точке.

Пиночет, с поварёшкой у плиты. Орёт на мать: «Мама, ты выпила? Тебе хорошо? Я тебе мешал? И ты мне не мешай, б..!»
Та косматая, в драном синем халате лезет к плитке, всхлипывая : «Сыночек, не надо, прошу тебя…Брось эту отраву…». Пиночет взрывается: «Пошла на (фиг), говорю, отсюдова!». Умер в такси от передозы.

Чайка, сидящая на грязном полу подьезда в соплях и слезах и воющая: «Ну дай хоть немного, ну дай… ну пожа-а-алуста… ». «От (вали), самому мало».

Пельмень, собравший у всех деньги и ушедший на точку. Час нету, два. «Сука, кинул» — общая мысль. Не кинул, хотя, может, и хотел. На точке встретил кого-то, кому был сильно должен. Убили Серёжу в подьезде двумя ударами бабочки в шею. А мы, в двух кварталах оттуда всё ждали, ждали. Материли его, уже мёртвого.


Соболь в пустой хате (проширял всё) ищет вату, чтоб перебрать мутный раствор. Не найдя, разрезает свою кровать (половинку дивана), и берёт оттуда жёлтую, свалявшуюся. Мотает её на иглу. «Дима, да ты (окстись) — она же грязная!» «Да ни (фига) не будет». Соболь через полчаса. Зелёный, трясущийся, весь в вонючем поту, варит ещё. Мусю отправляет к соседям за ватой.

Супруги Ларины. Сидели, подвисали. Он, с трудом открыв глаза, заметил, что она вся синяя. «Язык, язык заглотила!». Сшибает её на пол, мнёт, пытается разжать ей зубы. Орёт в облупленный потолок: «Гааааленька!!!». Хватает со стола закопчёную ложку, и еле-еле, с хрустом, разжимает ей зубы. Тихо подвывая, лезет трясущимися пальцами в рот издыхающей жены, выковыривает из дыхательного горла сухой, с пепельным налётом, завернувшийся язык. Вдыхает в неё воздух, толчками давит на грудину. Так минут десять. Ложкой, видать, повредил ей десну, оба в крови. Её длинные ресницы вздрагивают. Глаза медленно открываются. Ларин тяжело дышит и гладит её по красивому мертвенному лицу. Она смотрит на него мутными после того света глазами. Вся нижняя половина лица у него в крови, верхняя — в слезах. «Ой, Серёженька, а у тебя кровь»,—  испуганно говорит она.

Макс Антипов. «Макс, ты замечал, что кумарить начинает волнами?» «Не знаю, у меня сразу один девятый вал». В подьезде поймал за долги бывшего металлиста Репу. Бить не стал, а просто срезал ему длинные белокурые волосы «опаской». Репа аккуратно собрал отстриженное в пакет и на следующий день бегал по парикмахерским, сбывал хаеры пастижёрам на парики. Макса Антипова забили насмерть молотком два ещё более, чем он, конченых наркомана. Он пришёл забрать у них долг, их кумарило, они точно знали, что у него есть – конечно, надо убить. За их хатой пасли милиционеры, и поэтому, когда они выносили большую челночную сумку с неумело распиленным в ванной ножовкой Максимом, их слотошили.

Юра Тампик, которому после пулевого удалили левую почку и треть желудка, – и ширяющийся пуще прежнего.

Лысый, у которого открыты три категории гепатита. «А» (с армии, от воды), «В» и «С» от ширки неиндивидуальными баянами в сомнительных компаниях. Лежал в наркологии семь раз. После седьмого твёрдо решил, что уж теперь-то точно всё. Завязка. Сколько можно? Шёл по улице к девчонке, а тут в доме рядом облава, шерифы берут неисправно платящую наркоточку. Из неизвестного окна, откуда-то сверху и сбоку прилетел и упал в снег (совсем не там , где дежурил курсант школы милиции), плотный пакет. Под ноги Лысому. Лысый поднял. Лысый зашёл в подьезд и непослушными руками открыл. Лысый увидел граммов десять каменистого, желтоватого… Лысый сел на иглу опять. «На (фига) поднял?» «Думал — филки». «А когда увидел, что не филки, чё не выкинул-то?» «Думал — продам». Наверное, сам Бог не хотел, чтобы Лысый завязывал.

Ёж, сколовшийся сам, и присадивший на иглу собственную (!) мать. Банчил сам, закрыли. Продолжила дело сына мама (эффектная стройная блондинка, приятно было обращаться), и из зоны он вернулся уже на раскрученную точку. Взял дело в свои руки. Через год закрыли обоих. Банчить продолжал отчим-уркаган, немногим старший Ежа.

Бандос, осознавший, что жить наркоманом невыносимо, а бросить практически невозможно, решил задёрнуть шторки. Устал быть ублюдком. Вколол себе тройной дозняк летом на крыше, лег на расстеленную куртку умирать. «Чувствую – всё, отьезжаю. Ну, думаю – за (шибись), наконец-то. Часов через пятнадцать очнулся, весь, сука, затёкший, печень болит. Б.., не получилось – ЖИВОЙ…». Следующая его попытка призваться в подземные войска тоже примечательна – ввёл себе в вену пять кубов рафинированного растительного масла «Олейна». «Зачем, Костян?» «Да за (долбало) всё». Почему-то не умер.

Полароидные фотографии Н. с трёхгранным напильником в заднем проходе, развешанные по всему району. Задолжал отчиму Ежа. Долг платежом страшен.

Ларин, у (порот)ый в сопли. Пятикубовым шприцом грозящий своему двухлетнему сыну : «утютютю…». Пока жена работала проституткой по вызовам, он присматривал за малышом.

Лось, супруга которого кололась в период беременности и лактации. К удивлению всех родила здоровенького с виду младенца. Мало кто знал, что ночами он никак не мог успокоиться, кричал, пока она не вкладывала ему в ротик марлечку, а в марлечке ватка, а в ватке вторяки. Позже выяснилось – пацанёнок почти слепой.

И все они начали с одного единственного укола.

Господа, заклинаю: никогда не употребляйте опиаты. Они способны превратить вашу жизнь в ад земной. Они способны разжечь в вашей душе самое губительное из всех чувств – ненависть к самому себе.

Источник: http://svoloch77.livejournal.com/1920419.html